UA-134236131-1
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Об истории создания и развития лицензионно-разрешительной службы

Опубликовано 17.11.2018

Подразделения лицензионно-разрешительной работы Росгвардии в системе правоохранительных органов Российской Федерации одни из самых молодых, их структуры сформировались за последние 50-лет.

Однако правовая база и концептуальные подходы по государственному контролю за обращением оружия в стране действиями охранных структур имеют глубокие исторические корни. Эти требования всегда были направлены на обеспечение безопасности, правопорядка, защиту жизни и здоровья граждан.

Следует отметить системность и целесообразность ограничительных мер на различных исторических этапах. В отличии от Арабских Эмиратов, например, где в гражданском обороте оружие практически запрещено, и от США- где оно может использоваться любым человеком, у нас в России в этом вопросе всегда проявлялись строгие рациональные подходы.

Право на владение им представлялось тем, кому оно было необходимо по роду занятий или работы.

На Руси огнестрельное оружие появилось в 14-м веке и с того времени вводились нормативные положения о порядке его хранения и ношения, а также санкции за нарушения. Контроль за исполнением возлагался на должностных лиц различных структур Российской Империи, имевших отношение к данным вопросам.

Можно считать, что разрешительная система в России реально существует с середины 19 века, а ее основой стал первый нормативный акт, подписанный Петром- I 14 февраля 1700 года и содержавший меры по контролю за обращением оружия.

По историческим данным до 1917 года документов, комплексно регламентирующие вопросы оборота оружия не издавалось. Отдельные нормы содержались в правомочиях должностных лиц.

Так, например, разрешения на приобретение огнестрельного оружия гражданам имели право выдавать губернаторы, градоначальники и полицмейстеры.

Полицейские и жандармские управления вели надзор вели надзор за владельцами оружия, но специалистов по этому направлению в штатах не имели. Они и не требовались, так как масштабы распространения оружия были достаточно ограничены.

Российское дворянство казачество, лица, занятые охотничьим промыслом, могли удовлетворить свой спрос и этот сложившийся баланс интересов всех устраивал.

Ситуация резко изменилась ровно 100 лет тому назад в результате 1-й Мировой войны и Социалистической Революции.  У населения оказались миллионы единиц оружия, очень остро стояла задача о разоружении.

Поэтому первым актом в этой сфере стал Декрет Совнаркома от 10 февраля 1918 года «О сдаче оружия». Сдаче подлежало все имеющееся на руках огнестрельное и холодное оружие, в том числе неисправное, патроны, пороха и взрывчатые вещества.

За укрывательство и противодействие выдачи предусматривалось лишение свободы на срок до 10 лет. Декретом ранее выданные разрешения на оружие объявлялись недействительными. Только членам РКП(б) разрешалось иметь по 1-й винтовке и револьверу с персональным закреплением.

Меры по разоружению населения принимались военно-революционными комитетами и Чрезвычайными комиссиями, они же осуществляли контроль за хранением и использованием оружия.

12 июля 1929 года функции контроля за соблюдением правил выдачи и хранения оружия были возложены на милицию и ВЧК с привлечением виновных к судебной и административной ответственности. Эта дата начала формирования разрешительной системы в РСФСР.

В 20-30 годы вводится категорийность оружия, в том числе разрешенного к обращению, устанавливается компетенция милиции, включая отделы и отделения на местах, расширяются их полномочия.

Под административный надзор попадают полиграфические предприятия, печати, машинки, шрифты и множительные аппараты, а затем в начале 30 годов- взрывчатые и детонирующие вещества.

В 1935 году объектом разрешительной системы стало и холодное оружие, изъятие которого проводилось в очень больших масштабах.

Суммируя изложенное, можно сказать, что в середине 30-х годов не только сложилась достаточно стройная система нормативно-правового регламентирования не только оборота оружия, ВВ, но и других объектов контроля.

Эта система в годы Великой Отечественной войны позволила оперативно и быстро принимать меры по исполнению Указа ПВС СССР от 22 июня 1941 года «О военном положении».

Знаковыми в истории стали 60-70 годы прошлого века. Усилия, предпринятые руководством МВД в те годы по укреплению милиции затрагивали непосредственно разрешительную систему, низовые аппараты милиции, координацию их деятельности.

12 февраля 1969 года приказом Министерства в Управлении Административной службы был создан 4-й отдел для контрольно-методического обеспечения разрешительной работы. Эта дата стала общепризнанной и является Днем создания подразделений лицензионно-разрешительной работы Росгвардии. И не только, сегодня это точка отсчета начала деятельности специализированных подразделений, а по большому счету отраслевой службы Росгвардии.

В последствии был определен субъект разрешительной системы (Административной службы милиции) и его полномочия. В связи с увеличением объемов работы выделена дополнительная штатная численность (1 тыс. человек) для комплектования аппарата в звене МВД, ГУВД, УВД и горрайорганах внутренних дел.

Определенным этапом в 1975 году стало утверждение объемной ведомственной инструкции, которой подразделения на местах руководствовались до начала 90-х годов. Ее апробирование на практике положения стали базовыми при разработке ряда законодательных актов, новых подходов к такой работе на современном этапе Российской истории.

Смена социально-экономических отношений на рубеже 90-х годов повлекла существенные изменения. Правоотношения в этой сфере стали регулироваться законодательными актами, которые являются важным инструментом в обеспечении единой государственной политики при обороте гражданского, служебного, боевого и холодного оружия, частной детективной и охранной деятельности.

Для защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства устанавливается государственный контроль за данными видами деятельности, вводится лицензирование. Ушла в прошлое разрешительная система, появился новый термин лицензионно-разрешительная работа, подразделения сменили свое наименование в 1994 году. Тогда в ГУООП МВД России два отдела были объединены в Управление лицензионно-разрешительной работы.

На службу легла большая нагрузка по формированию законодательной и нормативной базы. По существу, Управление лицензионно-разрешительной работы было головным разработчиком закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (принят в 1992 году) и Федерального закона «Об оружии» (принят в 1996 году) и многих постановлений Правительства Российской Федерации.

В конце 90-х годов на международных конференциях по обороту оружия в Японии и Германии к России предъявлялись многочисленные претензии, особенно со стороны прибалтийских республик. Тогда были приведены данные, что в России приняты 3 закона и 18 постановлений Правительства по этому вопросу, а у них ничего. В итоговых документах была одна строка-отметить положительный опыт России и рекомендовать его для распространения.

Сегодня нормативно-правовых актов подготовлено не десятки, а уже сотни. Их реализация требует решения широкого спектра задач, направленных в сферу гражданских правоотношений.

В ходе реформирования органов внутренних дел, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 2 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» значительно возрос объем задач, стоящих перед подразделениями лицензионно-разрешительной работы Центрального аппарата МВД России, в том числе связанных с реализацией мероприятий Административной реформы, проводимой в стране.

В связи с этим в 2011 году на базе Лицензионно-разрешительного управления Департамента охраны общественного порядка, Отдела выдачи лицензий и разрешений Центра организации охраны общественного порядка и Отдела лицензионно-разрешительной работы Департамента режимных объектов в структуре Главного управления организации общественного порядка Министерства (ГУОООП МВД России) было сформировано два новых управления – Управление реализации государственной политики в сфере оборота оружия и Управление реализации государственной политики в сфере частной детективной и охранной деятельности. Во всех территориальных органах МВД России на региональном уровне на безе управлений, отделов и отделений ЛРР были образованы центр лицензионно-разрешительной работы, функционирующие без серьезных изменений и по сей день.

В 2013 году в ходе оптимизации организационно-штатного построения Центрального аппарата МВД России два отдельных управления были объединены в Управление организации деятельности подразделений лицензионно-разрешительной работы ГУОООП МВД России.

В этот период времени начинает внедряется один из основных сервисов единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России - система информационного обеспечения централизованного учета оружия, контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия, частной детективной (сыскной) и охранной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации (СЦУО).

27 государственных услуг, оказываемых подразделениями лицензионно-разрешительной работы, своевременно переведены в электронный вид, организовано эффективное межведомственное и внутриведомственное электронное взаимодействие.

Разработан приказ МВД России от 15 октября 2014 г. № 883, нормативно закрепляющий внедрение и функционирование СЦУО – сервиса ИСОД МВД России.

Переход территориальных подразделений на СЦУО, позволил своевременно выявлять и не допускать факты нарушений сотрудниками органов внутренних дел Административных регламентов в сфере оборота оружия, частной детективной и охранной деятельности и в целом серьёзно повысить качество предоставления подразделениями лицензионно-разрешительной работы государственных услуг гражданам и юридическим лицам.

Естественно, что статус службы постоянно повышается. 28 октября 2014 г. Указом Президента Российской Федерации № 694 в структуре Центрального аппарата МВД России создано самостоятельное Управление организации лицензионно-разрешительной работы МВД России.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года № 157 подразделения лицензионно-разрешительной работы (наряду с подразделениями вневедомственной охраны, ОМОНами и СОБРами) из МВД России переданы в состав Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

В результате в Центральном аппарате Росгвардии создано Главное управление государственного контроля и лицензионно-разрешительной работы, в которое вошли Управление лицензионно-разрешительной работы и Управление государственного контроля. Приказом Росгвардии от 29 ноября 2016 года № 380 утверждено положение о Главке.

Начался новый этап в развитии службы и совершенно очевидно, что ей необходимы помощь и содействие. Реально это могут делать вновь создаваемые ветеранские организации в регионах и на местах. Есть уверенность, что работа ветеранов в ближайшее время будет ощутима и зрима.